Главная ? научно-исследовательская работа в старшей школе

научно-исследовательская работа в старшей школе

Дорогой друг!

Решение заняться исследовательской работой – очень серьезный и заслуживающий уважения шаг. Если ты на этом сайте – ты его сделал. Поздравляем!

Следующий шаг, которые тебе предстоит – это выбор и формулировка темы исследования. Тема должна быть актуальной, понятной и конкретной. Она должна заключать в себе вопрос, на который ты будешь отвечать, или идею, которую ты будешь доказывать. А главное – тема должна быть интересной и важной для тебя.

Список именно таких тем предложит тебе онлайн-конструктор. Для этого ты должен ответить на вопросы, которые будут тебе предлагаться.

В случае, если ты уже определил учебный предмет, по которому будешь писать исследование, старайся, чтобы твои ответы были связаны с этой областью знания.

Работа с конструктором займет у тебя 10-15 минут.

Не торопись!

Чем оригинальнее и искреннее будут твои ответы, тем интереснее будут темы!

Удачи!

Конструктор тем

Все поля, приведенные ниже, необходимо заполнить.

Начало формы

Класс
 

Фамилия
 

Имя

Твой E-Mail (электронный почтовый ящик)

1. Напиши, что, по мнению одних, полезно, а по мнению других, – вредно.

Например: кока-кола; компьютерные игры; антибиотики; диета

2. Напиши общеизвестное явление или недавно замеченный тобой факт, причину которого ты не знаешь.

Например: на некоторые кормушки не садятся птицы; люди ссорятся; осенью листья желтеют; лампочки перегорают

3. Напиши предмет или явление, которые изменились за последние годы или десятилетия.

Например: компьютерные игры; шариковая ручка; женские прически; компьютерная мышка

4. Напиши действие, при выполнении которого ты испытываешь затруднения.

Например: научить попугая говорить; быстро выучить стихотворение; сделать комплимент;
не переживать по пустякам

5. Напиши категорию людей, мнение которых о чем-то ты не знаешь, но тебе было бы интересно узнать. О чем это мнение?

Например: мамы об оценках детей; дошкольники о школе; учителя о шпаргалках; девушки и юноши о браке

6. Напиши значимое для тебя понятие, смысл которого ты не до конца понимаешь.

Например: настоящий друг; хороший подарок; компилятор; богатый человек

7. Опиши в одном предложении действия людей/животных, смысл и цель которых ты не совсем понимаешь.

Например: ученики встают в начале и в конце урока; у розы есть шипы; пассажиропотоки в метрополитене пересекаются; мы моргаем

8. Напиши, где, по твоим наблюдениям, один и тот же предмет или явление оказываются разным.

Например: одуванчики на тропинках и на грядках; снеговик на новогодней открытке и в жизни; структура дорожных развязок в России и Европе; SMS-сокращения в русском и английском языке

9. Напиши утверждение, в правильности которого ты сомневаешься.

Например: шуба греет; Дед Мороз существует; имя и характер человека связаны; добро возвращается

10. Напиши, где ты замечал(а) ошибки.

Например: в тетради по русскому; в иллюстрациях к книгам; в речи дикторов; в поведении в конфликтных ситуациях

11. Напиши инструмент, вещество или механизм, принцип действия которого ты не совсем понимаешь.

Например: вытяжка в ванной; мыло; система АBS при торможении; стакан для структурирования воды

12. Дай оригинальное определение чему-либо, которое ты можешь доказать на основании своих наблюдений или опыта.

Например: Лего – полезная игрушка; пластиковая бутылка – материал для творчества; Е-мобиль – автомобиль будущего; Excel – гениальный математик

13. Напиши фразу из песни, стихотворения, фильма, правдивость которой ты сможешь доказать.

Например: от улыбки станет всем светлей; собака бывает кусачей только от жизни собачьей; ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети; ребята, давайте жить дружно!

14. Напиши понятие или явление, с которым ты познакомился/познакомилась на уроке по какому-либо предмету. Где еще его можно наблюдать в нашей жизни?

Например: числа в сказках; рифма в рекламных слоганах; английские слова в названиях продуктов питания; золотое сечение в кинематографе

 

15. Напиши имя литературного персонажа или героя фильма, мультфильма, который чему-то тебя научил.

Например: дядя Федор; Золушка; Гарри Поттер; Пьер Безухов

ТЕМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ С СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

 

1.    Как быстро выучить стихотворение?

2.    Почему коты боятся мышей?

3.    Русский и европейский снеговик: что общего и в чем различия?

4.    Шариковая ручка: вчера, сегодня, завтра.

5.    Как научиться прощать?

6.    Размеры одежды и обуви в Европе и в России.

7.    Как выбрать спелый арбуз?

8.    О чем говорят ники?

9.    Любая обувь промокает: правда или миф?

10.Смайлики в SMS общении.

11.Как погода влияет на настроение?

12.Рифма в рекламе.

13.Как влияет ручка на почерк?

14.Почему вредно ходить на высоких каблуках?

15.Как паук плетет паутину?

16.Что думают девушки и юноши о браке?

17.Зачем учителя ставят двойки?

18.Кукла Барби – идеал женской красоты: правда или миф?

19.Деньги – это зло: правда или миф?

20.Что говорят жесты о настроении?

21.Типичные ошибки в речи дикторов.

22.Как работает стакан для структурирования воды?

23.Excel – гениальный математик.

24.2*2=4?

25.Издалека долго течет река Волга.

26.Что говорит почерк о характере?

27.Типичные ошибки в иллюстрациях к сказкам.

28.Алгоритмы в быту.

29.Павка Корчагин в современном мире.

30.Золотое сечение в литературе.

31.Симметрия в пейзаже.

32.Холодный душ: вред или польза?

33.Закон «О воинской обязанности и военной службе»: вчера, сегодня, завтра.

34.Армия меняет людей в лучшую сторону: правда или миф?

35.Благосостояние: вчера, сегодня, завтра.

36.Нормы вежливости в разных странах: что общего и в чем различия?

37.От улыбки станет всем светлей.

38.Числа в сказках.

39.Мобильный телефон: вчера, сегодня, завтра.

40.Как признаться в любви?

41.Чистота в Европе и России: что общего и в чем различия?

42.Сгущённое молоко: вред или польза?

43.Как работает пианино?

44.Лето — это маленькая жизнь.

45.Красная шапочка в современном мире.

46.Антибиотики: вред или польза?

47.Почему русских людей легко узнать за границей?

48.Общение он-лайн: вчера, сегодня, завтра.

49.Как организовать свое время?

50.Что значит «здоровый человек»?

51.Как работает Интернет-реклама?

52.Почему люди зевают?

53.Зачем выключать мобильный телефон в самолете?

54.Дорожные знаки в России и Европе.

55.Цитаты из литературы в заголовках прессы.

56.Английские слова в названиях продуктов питания.

57.Исторические события в произведениях искусства.

58.Мягкие игрушки: вчера, сегодня, завтра.

59.Зачем на монетах ребра?

60.Имя и характер связаны: правда или миф?

61.Почему осенью листья желтеют?

62.Природа юмора.

63.Что едят ежики?

64.Как работает бубен?

65.Соль – материал для творчества.

66.Как научить собаку выполнять команды?

67.Что значит «настоящий друг»?

68.Почему коты не любят купаться?

69.Танцы — польза для здоровья.

70.Как появляется радуга?

71.Почему ручки текут?

72.Благосостояние: вчера, сегодня, завтра.

73.Отношение к закону в России и США: что общего и в чем различия?

74.Типичные ошибки в выборе жизненной позиции учащихся.

75.Как работает страх?

76.Телефон: вчера, сегодня, завтра.

77.Электричество в живых организмах.

78.Зачем нужна археология?

79.Оценки в школах разных стран: что общего и в чем различия?

80.Как работает электрический ток?

81.Мысль материальна: правда или миф.

82.Профессия учителя: вчера, сегодня, завтра.

83.Как достичь эмоционального равновесия?

84.Социальные сети: вред или польза?

85.Как ответить на грубость?

86.Характер зависит от знака зодиака: правда или миф?

87.Системы счисления в штрих-коде.

88.Книги: вчера, сегодня, завтра.

89.Восприятие музыки через колонки и наушники: что общего и в чем различия?

90.Как работает дозатор мыла?

91.Как работает микроволновая печь?

92.Почему представители некоторых профессий рано уходят на пенсию?

93.Модная обувь: вчера, сегодня, завтра.

94.Что значит «богатство»?

95.Как выбрать хороший подарок?

96.Что значит «отдых»?

97.Одиночество – это отсутствие доброты.

98.Почему воробей всегда прыгает?

99.Семечки: вред или польза?

100.            Почему одинаково трудно заснуть вечером и проснуться утром?

101.            Дневник: вчера, сегодня, завтра.

102.            Почему ученик опаздывает, а учитель задерживается?

103.            Школьная доска: вчера, сегодня, завтра.

104.            Мозаика – логическая игра.

105.            Нынче в школе 1 класс вроде института.

106.            Почему звездопад нельзя наблюдать постоянно, а только в определённое время года?

107.            Что думают одноклассники о желании или нежелании учиться?

108.            Скотч – материал на все случаи жизни.

109.            Жвачка: вред или польза?

110.            Что думают начальники успешных и неуспешных фирм о подчиненных?

111.            Что значит «грибной дождь»?

112.            Давайте говорить друг другу комплименты.

113.            Нарушение прав человека в сказках.

114.            Что думают бомжи о смысле жизни?

115.            Излучение мобильного телефона опасно: правда или миф?

116.            Газетная бумага – хороший утеплитель.

117.            Что и почему рисует мороз на стеклах?

118.            Зачем мы чихаем?

119.            Почему у снежинки 6 концов?

120.            Что думают учителя о шпаргалках?

121.            Зачем играют гимн на торжественных мероприятиях?

122.            Время лечит: правда или миф?

123.            Грозы на юге и на севере: что общего и в чем различия?

124.            Домашние задания: вчера, сегодня, завтра.

125.            Как работает холодильник?

126.            Почему яблоки с яблонь падают ночью?

127.            Почему у людей бывают нервные срывы?

128.            Что значит «отдых»?

129.            Погода на земле: вчера, сегодня, завтра.

130.            Зачем люди врут?

131.            Как сфотографировать закат?

132.            Не в деньгах счастье: правда или миф?

133.            Как работают 3D-очки?

134.            Как темп речи учителя влияет на понимание?

135.            Если на гриб посмотреть, он перестанет расти: правда или миф?

136.            Как собрать кубик Рубика?

137.            Числа в русских народных сказках.

138.            Буква «ё» исчезает: правда или миф?

139.            Как систематизировать файлы на компьютере, чтобы всё найти?

140.            Существительные-цветообозначения в каталогах косметических фирм.

141.            Что значит «помочь»?

142.            Типичные ошибки в детской речи.

143.            Холодный душ: вред или польза?

144.            Почему ночью бутоны цветов закрываются?

145.            Почему осенью у многих депрессия?

146.            Как научиться выговаривать скороговорки?

147.            Зачем мы чихаем?

148.            Шпаргалка помогает учиться: правда или миф?

149.            Гимнастические упражнения в телерекламе.

150.            Изучение английского языка: вчера, сегодня, завтра.

151.            Почему людям нравится слушать музыку?

152.            Автотюнинг в России и Америке: что общего и в чем различия?

153.            Почему от чего-то по коже бегут мурашки?

154.            Цикличность в природе.

155.            Типичные ошибки в подготовке презентаций.

156.            Животные понимают человеческую речь: правда или миф?

157.            Кредит – добровольное рабство.

158.            Фотошоп: вред или польза для фотографии?

159.            Как выбрать цветы для девушки?

160.            Почему дети ползают, когда уже умеют ходить?

161.            Школьный ранец: вчера, сегодня, завтра.

162.            Как работает бальзам для волос?

163.            Как правильно заварить зеленый чай?

164.            Что значит «хороший зонтик»?

165.            Почему вода в море соленая?

166.            Зачем человеку ногти?

167.            Почему люди ленятся?

168.            Мак в медицине и пищевой промышленности.

169.            Типичные ошибки на визитных карточках.

170.            Пластиковая посуда – вечный житель нашей планеты.

171.            Улыбка – универсальный инструмент общения.

172.            Прививки: вред или польза?

173.            Как попросить о помощи?

174.            Почему люди плачут от радости?

175.            Поведение людей в обычной жизни и за рулем: что общего и в чем различия?

176.            Слова-цветообозначения в русском и немецком языках.

177.            Друзья познаются в беде: правда или миф?

178.            Счастье – это когда тебя понимают.

179.            Почему при наведении фотоаппарата на пульт телевизора видно свечение кнопки включения?

180.            Зачем переписывать из учебника условие задачи?

181.            Моральный кодекс представителей разных профессий: что общего и в чем различия?

182.            Имена собственные в названиях продуктов питания.

183.            Все болезни от нервов: правда или миф?

184.            Что такое «харизма»?

185.            Все люди добры от природы: правда или миф?

186.            Геометрические фигуры в природе.

187.            Почему собаки не любят кошек?

188.            Компьютерные игры: вред или польза?

189.            Структура дорожных развязок в России и Европе: что общего и в чем различия?

190.            Закаливание: вред или польза?

191.            Откуда появляются маленькие мошки около разрезанного арбуза?

192.            Школьная форма: вчера, сегодня, завтра.

193.            Как попросить прощения?

194.            Архитектура жилых домов: вчера, сегодня, завтра.

195.            Как написать стихотворение?

196.            Отражение звуков, издаваемых животными, в разных языках.

197.            Косметика: вред или польза?

198.            Что думают курильщики о курении?

199.            Числительные в разных языках.

200.            Почему дети боятся щекотки, а взрослые нет?

201.            Читать лежа вредно: правда или миф?

202.            Почему листья на тополях желтеют раньше, чем на других деревьях?

203.            ЕГЭ: вчера, сегодня, завтра.

204.            Числительные в пословицах и поговорках.

205.            Зачем люди врут?

206.            Жар костей не ломит: правда или миф?

207.            Глаголы повелительного наклонения в рекламе.

208.            Кот Леопольд в современном мире.

209.            Музыка – психотерапевтическое средство.

210.            Почему люди мусорят?

211.            Что значит «грибной дождь»?

212.            Черный кот приносит несчастья: правда или миф?

213.            Что думают люди о своей зарплате?

214.            Почему онлайн-переводчик делает ошибки?

215.            Почему люди нарушают правила дорожного движения?

216.            Трус не играет в хоккей: правда или миф?

217.            Настольные лампы: вчера, сегодня, завтра.

218.            Кино в кино или дома через компьютер: что общего и в чем различия?

219.            Почему небо голубое?

220.            Елка на рисунках и в жизни: что общего и в чем различия?

221.            Оливер Твист в современном мире.

222.            Почему кошки не едят с рук?

223.            Как из струны на гитаре появляется звук?

224.            Сокращения с SMS и в официальных документах: что общего и в чем различия?

225.            Почему люди смеются?

226.            Что значит «ничего» в ответе на вопрос «Как дела»?

227.            Почему урок 45 минут?

228.            Ветер, ветер, ты могуч.

229.            Что думают пожилые люди о современном мире?

230.            Облака в городе и за городом: что общего и в чем различия?

231.            Комиксы: вчера, сегодня, завтра.

232.            Люди не меняются: правда или миф?

 

233.            Почему солнце краснеет на закате?

Методы исследования

Изучение литературы и других источников информации по теме

Это сбор информации по теме исследования из книг и электронных источников, в т.ч. сайтов сети Интернет. Прежде чем приступать к сбору информации, выдели основные понятия, важные для твоего исследования, и найди их определения. Не забывай, что информация может иметь разную степень достоверности, особенно в сети Интернет. В тексте работы не забывай делать ссылки на источники информации – книги и сайты.

 

Наблюдение

Это целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает информацию. Прежде чем приступить к наблюдению, составь план. Ответь на вопросы: когда, где, сколько по времени и за чем именно ты будешь наблюдать. Результаты наблюдений записывай. Записи можно делать в форме текста или таблицы.

 

Опрос

Существует 3 основные вида опроса: беседа, интервью, анкетирование.
Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.
При проведении интервью исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются.

 

Анкетирование

Это метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают ответы на вопросы письменно. Анкеты могут быть на бумажном носителе или онлайн.
Готовясь к опросу, четко сформулируй вопросы, на которые ты хочешь получить ответы, и определи, кому ты будешь их задавать. Результаты опроса могут быть представлены текстом или в форме диаграмм, показывающих, сколько процентов опрошенных выбрали тот или иной вариант ответа.

 

Эксперимент

Это проведение серии опытов. Опыт включает в себя создание определенных условий, наблюдение за происходящим и фиксацию результатов. И условия, и ход эксперимента, и полученные результаты должны быть подробно описаны в исследовательской работе. Результаты могут быть представлены в форме текста, графиков, диаграмм. Помни: учебные эксперименты над животными и людьми категорически запрещены.

 

Анализ текста

Это процесс получения информации через интерпретацию текста. В тексте можно найти слова с тем или иным значением, слова разных частей речи, повторы, рифмы, средства художественной выразительности, ошибки, несоответствие содержания текста иллюстрациям и т.д. Все это влияет на наше восприятие и понимание текста. Можно сопоставить текст на иностранном языке и его перевод. Интересно, что текстом ученые считают сегодня не только словесно выраженную информацию, но и графические изображения, и даже музыку.

Рекомендуемая структура и оформление работы

Основные части работы

1. Титульный лист, пример оформления:

example1

2. Содержание, отражающее все главы и подглавы (1.1. Понятие текста. 1.2. Типология текстов и т.д.). В содержании также должно быть отражено введение, заключение, список использованных источников.
Содержание создается автоматически следующим образом:
Заголовки и подзаголовки выделяются как «Заголовок 1».
Далее: Вставка – Ссылка — Оглавление и указатели — Создать оглавление (в Word 2003); Вставка – Оглавление — Автособираемое оглавление (в Word 2007).
Заголовки и подзаголовки оказываются в оглавлении гиперссылками. Это очень удобно при изменении текста, т.к. номера страниц обновляются автоматически!

3. Введение. Включает в себя обоснование выбора темы, актуальность, новизну проблемы, формулировку цели работы и задач, которые необходимо решить для достижения данной цели (изучить литературу, провести опрос, сравнить, сделать выводы и т.д.), краткую характеристику самой работы, ее структуры: указывается кол-во страниц, кол-во глав и краткая информация о том, чему посвящены главы. Описание объема изученного материала (нашел 106 примеров, сравнил, провел опрос среди учащихся 2-4 классов нашей школы и т.д.).

4. Глава 1. В ней рассматриваются основные термины и понятия, дается анализ изученности данной проблемы, реферативно излагается теоретический материал по теме, необходимый для выполнения исследовательской части работы. Главное в 1-ой главе – грамотно отделять свои мысли от чужих и давать ссылки. Например, пишем: «Проблема влияния Кока-Колы на здоровье кажется мне очень интересной. Для ее изучения сначала обратимся к истории. Иванов В.В. в книге «История газированных напитков» пишет о том, что … (даем информацию своими словами). Далее ставим в тексте ссылку [Иванов, 2008: 28-29]. Это значит: материал взят из книги Иванова В.В. из списка литературы, год издания 2008, страницы 28-29).
Или:
На сайтах в Интернете можно найти информацию о том, что… (и даем информацию своими словами со ссылкой, например [www.literatura.ru и др.]
Если дословно цитируем чьи-то слова – заключаем их в кавычки.
Источник информации дается полностью в разделе «Список использованных источников».
При работе с электронными ресурсами категорически запрещается использовать банки готовых рефератов. Рекомендуется использовать электронные библиотеки, где представлены книги в цифровом формате, специализированные исторические, лингвистические, математические и др. сайты, сайты общественных организаций, занимающихся выбранной темой.
Исследовательские работы учащихся обычно проверяются системой «Антиплагиат». При степени уникальности текста менее 75% работа до защиты не допускается.

5. Выводы по главе 1.

6. Глава 2. Непосредственно исследовательская часть: выдвижение гипотезы, описание и представление данных опытов, экспериментов, наблюдений, опросов, собственный анализ исследуемого материала, в т.ч. текстов, свои сравнения, доказательства, классификации и т.д. Приветствуются фотографии, графики, диаграммы, и т.д., Текстовая часть главы 2 содержит собственные рассуждения, анализ, доказательства, сравнения и т.д.

7. Выводы по главе 2.

8. Заключение. В нем излагаются полученные результаты, описываются перспективы дальнейшего исследования проблемы («На мой взгляд было бы интересно исследовать/рассмотреть также …» ), формулируется назначение работы ( «исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются биологией, а также садоводам и работникам, занятым в области сельского хозяйства»). Прописывается, что дала работа самому исследователю «узнал, научился, понял …».
Цитат в заключении и выводах по главам быть не должно, это только собственные мысли.

9. Список использованных источников. Рекомендуется использовать в качестве основных источников книги, изданные в последнее десятилетие.
Использование материалов с сайтов сети Интернет разрешено и приветствуется со ссылками.
Оформление:

Сначала указываются книги в алфавитном порядке (по фамилии автора), потом Интернет-источники.
Если это книга, ее описание дается так:
Тепляшина А.Н. Жанры и формы комического: Монография. – СПб.: Издательский дом С.-Петербургского государственного университета, 2006.
Если это статья, ее описание дается так:
Гончарова Е.А. Поэма // Литературоведческий словарь. – СПб.: Изд-во «М-Пресс», 2001. – С. 59-62.
Если это электронный ресурс, пишем автора и название работы или официальное название сайта, например:
Иванов В.В. Школа и общество. Режим доступа: http://www.text-express.ru/еса098;
Или:
Официальный сайт Российского экологического общества Режим доступа: http://www.ecologia.ru.
На каждый источник из списка должна быть ссылка в тексте.

10. Приложения. В приложениях могут быть: список основных терминов и понятий (дается в алфавитном порядке: понятие – его определение), иллюстративный материал большого объема; анкеты, результаты анкетирования (ответы опрошенных) и др.

 


 

Стандартные технические требования к исследовательской работе

Расположение листа вертикальное, бумага белая, без «файлов», чтобы рецензент имел возможность делать заметки на полях; шрифт Times New Roman, 14 размер, междустрочный интервал полуторный, поля справа не менее 2-х см.; введение, заключение, список литературы, новые главы и выводы по главам с новой страницы; нумерация страниц обязательна, внизу по центру.

Рисунки (к рисункам относятся фотографии, схемы и т.д.) – по центру страницы, подписываются внизу по центру и нумеруются (рис. 1, рис. 2, рис. 3). Например:

example2

На каждый рисунок должна быть ссылка в тексте. Например: «Как видно на рисунке 1, …», «На рисунке 1 представлена фотография хризантемы, которая …» и т.д.
Таблицы также подписываются и нумеруются (табл. 1, табл. 2 и т.д.).

Объем работы 15-40 страниц в зависимости от темы и наличия в тексте рисунков, таблиц, диаграмм.
Рекомендуемое количество использованных источников – не менее 10.
Работа сдается в печатном (текст) и электронном виде (текст + презентация на диске).

Фразы-шаблоны для исследовательской работы

ВВЕДЕНИЕ

Тема работы и обоснование выбора темы

Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа посвящена …
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему …? Я обратил внимание на … / задумался над этим вопросом, когда …
Мне всегда было интересно, почему …
Желание узнать … появилось у меня еще в детстве. Меня заинтересовало …
Тема нашей работы: «…». Я выбрал именно эту тему для исследования, потому что …
В будущем я хотел бы связать свою жизнь с … поэтому уже сейчас интересуюсь … и выбрал … в качестве темы своего исследования.
Я заинтересовалась … после того, как однажды …
Когда я … меня поразило / мне стало интересно …

Актуальность

… стало сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем … не задумываясь …
Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время …
В современном мире … имеет большое значение, так как …
В последние годы мы часто слышим и употребляем слово …
Многие интересуются/ увлекаются/ задумываются …
Сегодня проблема … является одной из самых актуальных, потому что …
Вопрос … в последние годы оказывается в фокусе исследовательского внимания …
Тема является предметом оживленных дискуссий …
Объясняется это тем, что … влияет на наше здоровье / настроение / успешность
Проблема … привлекает к себе пристальное внимание учёных и общественности из-за того, что …
В последнее время появилось … и люди стали все чаще задумываться над тем …
Наверное, каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывался над тем …
… всегда вызывало у людей множество вопросов …
На сегодняшний день существует два противоположных взгляда на данную проблему …
Сегодня ведутся споры / нет единого мнения по данному вопросу …

Новизна

На сегодняшний день существуют работы, посвященные … вообще. Однако мы решили изучить эту тему на примере своего класса/школы и в этом заключается новизна нашего исследования.

Цель работы

Цель работы — выяснить, почему …
Основная цель работы — ответить на вопрос … / доказать, что …

Задачи

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:
Задачи работы:
К задачам работы относятся:
Изучить литературу по теме
Выяснить значение терминов …
Найти примеры … в … / собрать материал … / изучить состав … / измерить уровень …
Провести опрос / эксперимент / наблюдение
Сравнить/ сопоставить /проанализировать полученные результаты
Сделать выводы о …

 


 

ГЛАВЫ

Первая глава (теоретическая)
Основные термины и понятия, история вопроса

Ключевые понятия для нашего исследования – это ….
… называется …
На официальном сайте … мы нашли следующее определение термина … «…»
Иванов В.В. в книге … определяет понятие … как …
Петров В.В. понимает под термином …
Сидоров С.С. рассматривает … как …
Андреев А.А. в книге «…» дает следующее определение …
… — это …
Сайт … предлагает следующее определение понятия …
В статье Иванова «…» в журнале «…» говорится, что …
Принято считать, что …
Общеизвестным считается …
Вначале обратимся к истории вопроса …
История вопроса подробно освещена на страницах современных энциклопедий, например … , а также на сайте … Впервые ….
Из книги … мы узнали, что …
Как пишет Иванов И.И. … в статье … «…», …
По мнению Иванова В.В. …
Возможно, это связано …
Кроме того, …
Интересно, что …
Распространённым является мнение, что …
При этом необходимо подчеркнуть, что …

Вторая глава – описание исследования

Для того, чтобы выяснить … мы решили провести опрос … среди учащихся / родителей нашего класса. Опрос проводился посредством анкетирования / опроса в социальных сетях. В опросе приняли участие … учащихся и … родителей.
Респондентам были заданы следующие вопросы: …
Исследование проводилось на материале …
В качестве материала для исследования мы взяли ….
Источником примеров стали …
Результаты анкетирования представлены в таблице 1.
На рисунке 2 вы можете видеть …
На рисунке 3 представлены …
В данном случае мы видим … / имеем дело с …
При этом нельзя не отметить …
Обращает на себя внимание тот факт, что …
Диаграмма показывает …

 


 

ВЫВОДЫ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы по главам

На основании всего вышесказанного мы можем констатировать …
Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы: …
Таким образом, мы видим …
Следовательно …
Очевидно, что …
Как видно из всего, сказанного выше …
Из вышесказанного следует, что …
Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее …
Подводя итоги главе 2 необходимо подчеркнуть …
Подводя промежуточные итоги, мы можем сказать, что …
В результате проведенного исследования мы выяснили, что …
В заключении необходимо отметить …
Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы …
Главный вывод, который я сделал: …
В ходе проведённого исследования было выявлено / установлено, что …
Таким образом, мы убедились …
Все вышесказанное доказывает, что …
На основании вышесказанного логично предположить, что …
Все вышесказанное убеждает нас в том, что …
Наиболее правдоподобной нам кажется версия …, потому что …
Найденные и проанализированные нами примеры позволяют выявить следующую закономерность: …

Заключение
Перспективы дальнейшего исследования

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном / детальном изучении …
В перспективе было бы интересно …
На наш взгляд было бы интересно изучить / исследовать / рассмотреть …
Кроме …, рассмотренных в данной работе, по нашему мнению было бы интересно изучить …
Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только … но и …

Назначение работы

Исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются … , а также всем, кто интересуется …
Результаты нашего исследования могли бы помочь ребятам в …
Работа может представлять интерес для …
Результаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке уроков / конкурсов / викторин по теме ….
Работа может быть использована для проведения дальнейших исследований …
Своей работой я хотел привлечь внимание одноклассников к проблеме …
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты легли в основу разработанных мной правил … / памятки по … для …

Что дала работа самому исследователю

В процессе написания работы я узнал/ научился/ открыл для себя/ выяснил …
Работа помогла мне понять / осознать / решить проблему / по-новому взглянуть …
В процессе работы над исследованием я приобрел опыт … Думаю, что полученные мной знания позволят мне избежать ошибок / помогут правильно …
Результаты исследования заставили меня задуматься …
Больше всего сложностей вызвало у меня …
Исследование в корне изменило мое мнение / представление о …

Советы при подготовке к защите

План выступления при защите исследовательской работы

1.    Фамилия, имя учащегося; ФИО научного руководителя, тема работы;

2.    Обоснование выбора темы, ее актуальности и новизны;

3.    Цели и задачи работы;

4.    Структура работы (сколько и какие главы, кол-во страниц);

5.    Обзор изученной литературы и иных использованных источников (откуда брали информацию);

6.    Основные теоретические положения (самое важное и интересное из теоретической части);

7.    Описание собственного исследования (представление практической части);

8.    Полученные результаты, выводы;

9.    Самоанализ (что дала мне работа, чему я научился);

10.«Спасибо за внимание».

Регламент выступления и рекомендации

§  Время на представление работы – 7 минут. Ответы на вопросы – 3 минуты.

§  Форма одежды – деловая.

§  Выступление должно быть четким, содержательным, лаконичным.

§  Речь должна быть четкой, логичной, продуманной, грамотной, достаточно громкой.

§  Можно выходить с папкой и иметь перед собой план выступления, но полностью читать текст нельзя.

§  Выступление сопровождается презентацией. Пункты 1, 2, 3, 5, 8, 10 рекомендуется представить в презентации каждый на одном отдельном слайде. Пункты 6-7 могут быть представлены на 3-5 слайдах каждый.

§  Презентация призвана не дублировать текст выступления, а сделать его более полным, интересным и наглядным, облегчить восприятие. Много текста в презентации быть не должно, она должна содержать лишь основные положения, а также фотографии, схемы, диаграммы, таблицы и другой иллюстративные материал.

§  В процессе выступления рекомендуется обращать внимание слушателей на слайды, используя лазерную указку. Например: «Как проводился этот опыт — вы видите на слайде»; «Результаты проведенного опроса представлены в диаграмме на слайде», «Как мы видим, схема …» и т.д.

§  Отвечая на вопросы, выступающий должен показать знание материала, умение рассуждать, вести дискуссию и соблюдать научную этику. Используемая форма самопрезентации — «мы», например «Проведенное нами исследование …» (мы = я, мой научный руководитель, слушатели, ученые, книги которых я взял за основу).

§  В ответах на вопросы рекомендуется и возможно использование фраз «Спасибо за вопрос», «Как нам кажется …», «Мы полагаем …», «Можно предположить, что …», «Я затрудняюсь ответить, однако обязательно обращусь к изучению этого вопроса» и т.д.

Основные критерии оценки исследовательских работ

§  Актуальность и новизна выбранной темы;

§  Соответствие заявленной темы и содержания работы;

§  Соответствие цели, задач и результатов работы;

§  Степень знакомства автора с литературой по теме;

§  Количество, актуальность и достоверность источников, использованных при подготовке работы;

§  Целесообразность выбранных методов, приемов и подходов к решению поставленных задач;

§  Объем практической (непосредственно исследовательской) части работы;

§  Умение анализировать полученные результаты;

§  Сформированность и аргументированность собственного мнения;

§  Язык изложения;

§  Уровень владения терминологией;

§  Грамотность оформления работы;

§  Качество подготовки речи и презентации для защиты исследования;

§  Умение отвечать на вопросы по теме исследования, вести дискуссию.